В чем разница между понятиями: профессия, специальность, должность и квалификация

Чем отличаются понятия: профессия, специальность, должность и квалификация

Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Среди множества современных профессий несложно запутаться: новые появляются чуть ли не ежедневно, а старые и привычные исчезают без следа. Кроме того, не всегда просто различить между собой профессию, должность и специальность, а без этого невозможно правильно выбрать будущий вуз, колледж или техникум для обучения. Итак, попробуем разобраться в терминах и понять, как они связаны с будущей профессиональной самореализацией.

Профессия и специальность: сходства и различия понятий

Система профессий формировалась одновременно с развитием человеческой цивилизации. В древности подавляющее большинство профессий не требовало от человека длительной теоретической подготовки; их осваивали достаточно быстро, обучаясь у мастеров своего дела. Со временем трудовая деятельность усложнялась, обучение занимало все больше времени, а будущий профессионал овладевал не только примитивным ручным трудом, но и комплексом знаний, напрямую связанных с выбранной работой.

Неквалифицированные профессии до сих пор можно освоить быстро и без специального образования. Так, грузчику, продавцу, разнорабочему нет необходимости проходить длительное обучение; они могут приступить к работе практически сразу. Ну, а ценность практических навыков в «простых» профессиях гораздо выше, чем теоретических знаний.

Исходя из этого профессия — это определенный вид трудовой деятельности, который требует от человека комплекса знаний, умений и навыков, причем в разных профессиях соотношение теории и практики заметно различается. Ценность системы профессий для общества неоценима: с ее помощью развивается материальная и нематериальная социальная сфера, совершенствуются экономические отношения, производство. Для каждого отдельного человека профессия — способ обеспечить свои насущные нужды и максимально раскрыть личностный потенциал.

Существует определенный круг профессий (чаще всего связанных с творчеством), требующих от соискателя особых природных данных, способностей и склонностей. Так, нельзя заниматься музыкой, хореографией, изобразительным искусством или играть на сцене без ярко выраженного таланта. В этом случае можно говорить о заведомой профпригодности или, наоборот, о полной профнепригодности.

Термин «специальность» появляется позже и имеет несколько значений. Согласно первому, специальность — это конкретный вид деятельности внутри профессии. Так, врач (общее наименование профессии) приобретает углубленные знания в разных отраслях медицины и получает конкретную специализацию: нарколог, педиатр, эндокринолог. То же самое касается педагогов, инженеров, многих рабочих профессий.

В другом значении специальность — отдельная область деятельности (искусства, техники, науки), которую изучают в вузе. После завершения обучения выпускник может приобретать любую профессию внутри изученной специальности, пройдя курсы дополнительного образования. В средне-специальном учреждении учащийся получает более конкретные знания и определенную профессию, которая и обозначается в дипломе.

Существенная разница между профессией и специальностью — уровень подготовки. Для овладения профессией не всегда требуется стандартизированное обучение, иногда достаточно неформальной практической подготовки. Специальность получают согласно установленным регламентам, подтверждают на экзаменах, регулярно проходят переобучение.

Профессия и должность: как соотносятся понятия

Если профессия связана с трудовой деятельностью и образованием, то должность — это прежде всего социальное и статусное понятие. Она определяет сферу обязанностей, которые выполняет сотрудник на рабочем месте; объем требований к конкретной должности зависит от внутреннего устава компании и трудового договора, заключенного с профессионалом. С одним и тем же образованием можно находиться на разных должностных позициях в зависимости от внутреннего регламента учреждения и требований, которые предъявляются к специалистам.

Самый яркий пример — руководящие позиции в коммерческих и государственных учреждениях. Так, для того чтобы возглавить муниципальное предприятие, необходимо соответствовать жестким требованиям:

  • закончить профильный вуз;
  • иметь подтвержденную специальность и квалификацию;
  • проработать оговоренное количество лет в государственных структурах.

Для частных компаний жесткого регламента не существует; важнее деловые качества соискателя и его результаты на прошлых позициях.

Читайте также: Как выбрать профессию по душе: советы и методики для выпускников 9 и 11 классов

Часто бизнес-структуры предпочитают «выращивать» руководящие кадры внутри коллектива. Благодаря этому будущий руководитель проходит все ступени карьеры в компании и только после этого занимает ведущие позиции.

Профессия как понятие шире, чем должность. Должность связана со штатным расписанием и служебной иерархией внутри предприятия. Профессия охватывает более обширные сферы: образование, самореализацию, практическую подготовку, некоторые вопросы профориентации.

Разумеется, кроме высших должностей (директор, топ-менеджер, управляющий) существуют и более многочисленные, но не менее важные низовые и рядовые должности. Например, в образовательных структурах к руководящим позициям относятся должности директора школы, завуча, руководителя методического объединения. Рядовые должности более многочисленны:

  • учитель;
  • воспитатель;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог.

На низовых позициях могут работать соискатели и без специального педагогического образования. Так, помощник воспитателя, няня, техничка — все эти должности подойдут людям без профильного диплома и опыта работы.

В зависимости от положения на служебной лестнице отличаются не только полномочия и уровень вознаграждения, но и ответственность. Максимальную ответственность (в том числе и материальную) несут руководители, финансовые и исполнительные директора, управляющие компаний.

Наименование должности чаще всего связаны с определениями «главный», «ведущий», «младший», «исполнительный», «генеральный» (главный бухгалтер, исполнительный директор). Сразу занять ведущую должность нельзя: потребуется время, наработанный опыт, навыки, связи.

Квалификация: как повысить и подтвердить профессиональный статус

Квалификацию присваивают специалисту, получившему образование по установленным программам, или подтвердившему свой профессиональный уровень на экзамене или практическом испытании. Дадим определение этому важному понятию: квалификация — это достигнутый уровень владения профессией, который можно повышать в течение всего периода трудовой деятельности.

Разные уровни квалификации существуют практически в каждой профессии. Называются они по-разному:

  • разряды для рабочих специальностей;
  • категории для медиков и педагогов;
  • классы для государственных и муниципальных служащих.

После завершения вуза выпускнику присваивают определенный уровень квалификации. Спустя несколько лет можно пройти первое квалификационное испытание для повышения разряда или категории. Как правило, для этого проходят регулярные учебные курсы, занимаются самообразованием и совершенствованием умений и навыков.

После повышения квалификации сотрудник может претендовать на:

  • повышение должностного оклада;
  • доступ к более сложным и высокооплачиваемым обязанностям;
  • руководящие позиции в компании.

Повышение квалификации может быть связано и с освоением смежных специальностей. Например, врач-эндокринолог, после прохождения курсов по УЗИ-диагностике приобретает дополнительные компетенции, которые помогут в работе и одновременно повышает рабочую квалификацию.

Квалификационные испытания проводят и среди представителей рабочих специальностей. В этом случае экзамен включает как теоретическую, так и практическую часть, и фиксирует уровень мастерства сотрудника.

Заключение

В заключении приведем пример соотношения понятий «профессия», «специальность», «должность». После получения диплома по специальности «Лечебное дело» выпускник приобретает профессию врача. В процессе учебы он специализируется по направлению «Терапия» и устраивается работать в поликлинику на должность участкового врача со специализацией «Терапия». В процессе работы он повышает свою квалификацию, получая профессиональные категории.

Итак, понятия «профессия», «специальность», «квалификация» и «должность» тесно связаны и в некоторых аспектах пересекаются. Но между ними гораздо больше отличий, в которых необходимо разобраться еще в самом начале трудовой деятельности. Это поможет правильно выбрать профессиональный путь и подобрать специальность для обучения в вузе или средне-специальном учебном заведении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: