Перемещение пассажиров и грузов с помощью водного транспорта осуществляется дешевле, быстрее и надежнее, чем наземные или воздушные варианты транспортировки. Благодаря явной экономической выгоде речной и морской транспорт, а также портовая инфраструктура развиваются достаточно интенсивно. Спрос на представителей профессий, связанных с водой, остается постоянно высоким, а их доход в среднем выше, чем у представителей сухопутных специальностей.
Выбрать свое место на корабле или в порту непросто — необходимо знать специфику работы, учитывать плюсы и минусы актуальных предложений на «морском» рынке труда. Важно не опираться исключительно на романтические представления о морских профессиях и пользоваться информацией из проверенных источников.
- Работа в море: плюсы и минусы
- 5 профессий на корабле
- Капитан корабля
- Боцман
- Руководитель машинного отделения
- Матрос
- Моторист
- 5 женских профессий в мореходстве
- Повар, буфетчица
- Танцовщицы, вокалистки, аниматоры
- Стюарды
- Медицинские работники
- Младший обслуживающий персонал
- 5 специальностей в порту
- Слесарь-механик
- Монтажник-ремонтник бортовой радиоаппаратуры
- Докер-механизатор
- Стивидор
- Тальман
- Заключение
Работа в море: плюсы и минусы
Работу, связанную с морским и речным транспортом, часто выбирают за внешнюю привлекательность. Многих манит романтика путешествий, возможность познакомиться с разными странами и побывать в самых экзотических уголках земного шара. Но работа на судне — прежде всего, постоянные физические и психологические перегрузки, повышенная ответственность и строгая дисциплина. Не всем подходит длительная изоляция от привычного образа жизни и постоянное общение с узким кругом сослуживцев. Плавание может длиться 8–9 месяцев, и все это время контакты с внешним миром будут весьма ограниченными.
Кроме замкнутого пространства, к которому придется приспосабливаться, выделяют следующие минусы службы на корабле:
- строгие требования к физическому и психологическому здоровью;
- жесткий рабочий график (мотористы и матросы работают посменно, чаще всего это вариант 6 часов работы — 6 часов отдыха);
- служить на корабле до условной пенсии не получится: медицинскую комиссию в старшем возрасте пройти сложно, поэтому рекомендуется подыскивать работу на берегу заранее.
Разумеется, у морских профессий есть и свои достоинства:
- высокий уровень зарплат;
- возможность работать как на отечественные, так и на зарубежные судоходные компании. Морские дипломы унифицированы и признаются в том числе и иностранными работодателями;
- толковые сотрудники ценятся высоко и имеют отличные карьерные перспективы. Опытных морских специалистов с удовольствием принимают на работу в порты, страховые и фрахтовые компании.
5 профессий на корабле
Для работы в море требуются представители самых разных специальностей — от профессионалов с высшим образованием до разнорабочих и представителей сферы обслуживания (особенно актуально для круизных лайнеров).
Для получения руководящих позиций необходим диплом по специальности и опыт практической работы на корабле; не повредит умение ладить с людьми и организовать работу большого коллектива.
Капитан корабля
Специальность считается вершиной карьерной лестницы морских профессий и мечтой любого моряка. Капитан отвечает за слаженную работу команды, разрабатывает маршрут, планирует остановки для погрузки и выгрузки. На нем же лежит ответственность за сохранность груза, безопасность команды и пассажиров.
Вознаграждение капитана зависит от многих обстоятельств, в том числе характера груза (опасный — неопасный), сложности маршрута, типа судна.
Боцман
Руководит командой матросов, отвечает за быт рядового состава. Ему подчиняются моряки, входящие в палубную команду (мотористами и механиками распоряжается руководитель машинного отделения). Боцман назначает матросов на регулярные работы по кораблю, организует повседневную уборку и мелкий ремонт, заказывает необходимый инвентарь и расходные материалы.
Руководитель машинного отделения
Другое название специальности — механик судна. Одна из наиболее важных и ответственных профессий на корабле. Механик судна руководит техническим персоналом (машинистами, рядовыми механиками, мотористами). Его задача — обеспечить слаженную работу по обслуживанию всех механизмов и технических систем корабля, разработать график дежурств, подобрать ремонтные и рабочие бригады. Руководитель машинного отделения отвечает за заказ необходимых запчастей, технических жидкостей и топлива на весь период плавания.
Кроме капитана и старшего механика судна в штатное расписание корабля обычно включают их помощников. Они помогают старшим специалистам во время плавания и при необходимости заменяют их. В зависимости от размера судна в состав команды входит один или несколько помощников капитана и механика.
Матрос
Занят в палубных работах (в том числе швартовке, закреплении и перемещении груза). Подчиняется боцману и капитану судна. Во время плавания выполняет текущие работы (уборку, ремонт, дежурство). Отличный вариант для старта морской карьеры, даже если нет профильного образования и опыта работы.
Моторист
Относится к числу рядового персонала, но требования к специалисту выше, чем к матросу. Приветствуется наличие опыта работы и средне-специальное техническое образование. Обязанность моториста — поддержание основных механизмов судна в рабочем состоянии, профилактика и мелкий ремонт по указанию старшего механика.
5 женских профессий в мореходстве
До недавнего времени почти все профессии на корабле считались чисто мужскими, а женщин в море предпочитали не брать вовсе. С развитием морского туризма доступ женщин на водный транспорт упростился; это особенно касается крупных круизных лайнеров.
Самые распространенные женские морские профессии связаны со сферой обслуживания и гостеприимства.
Повар, буфетчица
Женщин охотно нанимают в корабельные рестораны, бары, кафе. На огромных океанских кораблях обычно несколько точек общепита, и довольно большая потребность в квалифицированных кадрах. Предпочтение отдается специалистам-универсалам, которые могут совмещать сразу несколько профессий. Выплаты сотрудникам кафе и ресторанов на корабле заметно выше, чем тем же специалистам на суше.
Танцовщицы, вокалистки, аниматоры
Сфера развлечений в морских путешествиях также подойдет для женщин. Обычно они нанимаются целым коллективом и отвечают за развлекательную программу в течение плавания.
Стюарды
Отвечают за размещение гостей в каютах, решают вопросы, связанные с проживанием и обслуживанием пассажиров в течение плавания. На такие должности также предпочитают нанимать женщин — они быстрее и эффективнее решают все спорные вопросы и конфликтные ситуации.
Медицинские работники
В длительном плавании на корабле обязательно находится специалист-медик. Если речь идет о туристическом судне с несколькими сотнями или даже тысячами пассажиров, необходима медицинская служба (несколько врачей, фельдшеров, медицинских сестер). Требования к судовым медикам достаточно высокие. Они должны обладать универсальными знаниями и уметь быстро оказать помощь в экстренной ситуации. Это также вполне доступная позиция для женщины.
Младший обслуживающий персонал
К их числу относятся горничные, судомойки, прачки, уборщицы. Разумеется, их нанимают на туристические лайнеры, причем нагрузка на каждого работника достаточно велика — в плавание можно взять весьма ограниченное количество членов судовой команды.
Кроме специальностей, связанных со сферой обслуживания, гостеприимства и медицины, женщины часто участвуют в научных экспедициях (например, в качестве ученых-исследователей, лаборантов). В последние годы женщины осваивают и традиционно мужские специальности (штурман, лоцман, капитан).
5 специальностей в порту
Работа в порту не предполагает длительного отсутствия в родном городе и пребывания в море на многие месяцы. Это отличный вариант для тех, кто мечтает о море, но не готов к длительной разлуке с семьей.
Наиболее распространены ремонтные специальности, а также профессии, связанные с загрузкой и выгрузкой судна.
Слесарь-механик
Устраняет серьезные неисправности механизмов судна, с которыми невозможно справиться непосредственно во время плавания.
Монтажник-ремонтник бортовой радиоаппаратуры
Устанавливает и ремонтирует необходимую аппаратуру на борту судна. Чаще всего это различные навигационные приборы, оборудование связи, измерительная и специальная аппаратура (для исследовательских кораблей). От монтажника требуется высокая квалификация и опыт работы именно с корабельной аппаратурой.
Докер-механизатор
Занимается погрузочно-разгрузочными работами в порту. Докер может работать на погрузчиках, кранах и других спец. машинах.
Стивидор
Руководит процессом загрузки судна:
- Готовит и оформляет необходимые документы;
- Согласует процесс отправления груза с администрацией порта;
- Составляет план размещения груза на корабле (каргоплан). Это важнейший этап погрузки судна, благодаря правильно составленному каргоплану груз размещается надежно и рационально, с учетом особенностей судна.
Многие стивидоры сначала работали докерами, а затем, после дополнительно обучения, приступают к руководству погрузочными процессами. От квалификации стивидора зависит скорость погрузки и безопасность грузоперевозок.
Тальман
Учитывает груз, оформляет необходимые документы для грузополучателя, контролирует состояние груза (целостность обрешетки и упаковки, наличие бандеролей и пломб).
Важная обязанность тальмана — контролировать работу складских рабочих и докеров на предмет сохранности груза и соблюдения правил выгрузки. Тальман, в отличие от стивидора, только учитывает полученный/отправленный груз, но не занимается собственно процессом погрузочных работ.
Заключение
Профессии на корабле и в порту достаточно перспективны и интересны как для мужчин, так и для женщин. Высокие зарплаты и интересная, часто творческая работа привлекают многих соискателей, причем возможно трудоустройство и со специальным образованием, и без него.